Учим и учимся творчеству дистанционно

«Как перевести в он-лайн режим обучение игре на инструментах?, «Как учить искусству пения, общаясь с учеником через интернет?», «Учить рисовать дистанционно- разве это правильно?», «Как написать музыкальный диктант в режиме он-лайн?», «Кто виноват?» и «Что делать?» — эти и многие другие вопросы задавали преподаватели, родители в период ограничительных мероприятий.

С вопросом «Кто виноват?» было все ясно: виноват он, коварный Covid-2019, отправивший всех на самоизоляцию. А вот ответы на остальные пришлось искать всем вместе. Не хочется говорить о многочисленных трудностях, с которыми мы столкнулись по началу. Но творческие люди найдут решение даже в самой сложной ситуации. Мы закрыты дома, но открыты новому!

Четверть дистанционного обучения уже позади! Несмотря на все ограничения, творческая работа не останавливалась. Преподаватели не только проводили полноценные занятия для учеников, но и готовили к конкурсам, промежуточной и итоговой аттестации своих воспитанников, проводили виртуальные выставки, записывали концертные номера, участвовали в теоретических олимпиадах, конкурсах методических работ. За это время мы все научились чему-то новому, стали более продвинутыми в новых технологиях, в тоже время — научились ценить живое общение и ещё больше узнали друг друга.
Директор, завуч школы, преподаватели были обеспокоены тем, чтобы ученики не потеряли полученные навыки.

Уваева Марина Петровна, заместитель директора по учебной части: «Мобилизация сил на время ограничительных мероприятий привела к заметным переменам во всей системе обучения в нашей школе. Раньше не было особой потребности переводить обучение в онлайн, а сейчас это жизненно важно и приводит к настоящим творческим подвигам преподавателей, учеников и родителей. Преподаватели создают пакеты учебных материалов: разрабатывают тестовые задания, переводят методические наработки в электронный вид, подбирают аудио- и видеоматериалы, составляют каталоги электронных ресурсов, продумывают сценарии проведения видеоуроков, виртуальных выставок, экскурсий и мастер-классов, создают базы аккомпанементов. Разрабатывают формы, при помощи которых можно будет сформировать полноценную базу данных для рассылки заданий и необходимых материалов ученикам и их родителям, а также последующие рекомендации и пояснения по самостоятельному освоению учебных тем. И все это в короткие сроки. Новые навыки получают и ребята, и преподаватели. После того, как завершится период ограничений, наработанный опыт поможет детям не прерывать образовательный процесс, использовать дистанционное обучение, когда ученик не может посещать школу из-за погодных условий зимой, значительной удаленности проживания от школы, из-за слабого здоровья, в период карантина».

«Весь интернет кипит предложениями о том, как научиться играть на гитаре за семь часов по Skype. Но это не профессионально и подходит больше для любительского исполнения, — уверен преподаватель по классу гитары Ященко Евгений Петрович. — Профессиональным навыкам обучиться дистанционно невозможно. Все, что мы предлагаем в нынешних условиях, подойдет лишь для поддержания знаний и умений».

WhatsApp, Youtube, Skype, Zoom, Вконтакте, — средств для взаимодействия для дистанционной работы с учениками очень много, но ни одна из них никогда не заменит классического образования в сфере искусства. «Оно очень контактное и предполагает прикосновение для того, чтобы правильно поставить руку ребенка на инструмент или поправить положение пальцев, — делится Курбатова Галина Васильевна, преподаватель по классу фортепиано. — Многие родители прочувствовали, что учиться играть на инструменте -это не только шевелить пальчиками, но нужно еще и думать. А для этого детям нужна помощь не только преподавателей, но и родителей».

Неверова Татьяна Григорьевна, преподаватель фортепиано, ДШИ п.Новая Игирма : «Начиная 2019-2020 учебный год мы и представить себе не могли, как он закончится. К дистанционному обучению не были готовы ни дети, ни преподаватели, ни родители. Трудно всем. Опыта работы нет, техника не на высоте. Надо сказать, что мы быстро освоились. Своих детей я увидела с другой стороны. На урок «приходят» минута в минуту. Во время урока работают с полной отдачей. Вдруг увидела в каких условиях мои ученики готовят домашние задания, как сидят, на чём играют. Огромное спасибо родителям за терпение, понимание и участие в учебном процессе. Многое подметила и приняла для себя к сведению. Удивительно, но дети не пропускают уроки, не жалуются, а достойно проходят это испытание — дистанционку! Мы всё выдержим! Мы же русские!!! Конечно, все мы мечтаем, чтобы дистанционная учёба закончилась. Мы скучаем друг за другом. Живое общение ничем не заменить! Как же мы будем рады встрече 1 сентября! Надо верить и мечты сбудутся!!!».

Дырдина Марина Леонидовна, преподаватель теоретических дисциплин: «В условиях дистанционного обучения были созданы группы по классам. Таким образом, все ученики были обеспечены учебниками в электронном виде, имели возможность самостоятельно повторять и изучать новый материал, оперативно отвечать на он-лайн опросы».
Калашник Ольга Николаевна, преподаватель теоретических дисциплин: «Двигаемся дальше, время покажет, к каким новым открытиям мы придем. Главное в инновационных технологиях — не спешить, чтобы не упустить самое важное в обучении и воспитании детей».

Филькова Наталья Николаевна, преподаватель по классу скрипки: «За это время мои ученики освоили новый способ получения знаний – он-лайн обучение. Независимо от возраста, показали в выполненных домашних заданиях уровень своей самостоятельности и оригинальности. Такие ребята — уникальные творческие личности. Интересно, что в этот период мною было принято решение не ставить оценки. И дети готовились! Не ради оценок! Это то, о чем я мечтала. И ведь есть результат! Экзаменационные программы выучили досрочно. Родители включились в наш непростой учебный процесс: научились настраивать скрипки, помогали в сложном процессе постановки рук. Были вместе с детьми! Спасибо им большое!».

Своим опытом делится Твердова Светлана Леонидовна, преподаватель вокала, фортепиано: «За время дистанционной работы результаты очень хорошие. Дети всегда на связи, родители помогают! Это совместный активный творческий процесс, который помог приобрести необычный и полезный опыт. Родители самых юных учеников выучили ноты, осваивают тонкости игры на фортепиано. Благодарю учеников и их родителей за усердие и помощь, за понимание ситуации».

Анциферова Наталья Альбертовна, преподаватель по классу домры, зав. Подготовительным отделением: «Дистанционные уроки в Детской школе искусств, содержащие в себе много яркого увлекательного материала, позволяют детям усвоить качественно предложенную тему. Даже самым маленьким ученикам предоставляется возможность самостоятельно в сотрудничестве с преподавателем освоить материал урока. Организация дистанционного урока в совместной деятельности с родителями позволяет достигать качественных планируемых результатов».

Благодарим за предоставленный к публикации материал Филькову Н.Н., Твердову С.Л., Неверову Т.Г. Все публикации сделаны с разрешения родителей.

Директор Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» г.Железногорск-Илимский,
Скороход Лариса Александровна